08:12
Экскурсия в музей. Тема: «Крутимся вокруг русской печки»

Экскурсия в музей. Тема: «Крутимся вокруг русской печки».

1 ведущий: Добрый день, гости дорогие, добро пожаловать в нашу уральскую избу!

Начнем мы разговор от печки! Любили люди на Руси русскую печь. Говорили о ней ласково: «Печка- кормилица, печка-угодница!

2 ведущий: « Да и как было им не любить печь. Вся жизнь вокруг неё крутилась. Печка согревала людей в холодную зимнюю пору. А зима у нас, сколько длится, кто точно скажет?

- ответ детей (с октября по апрель)

- ответ детей (кто-то говорит как в календаре)

2 ведущий: Да по календарю, зима у нас вроде бы как три месяца, а на самом деле, 7 месяцев, еще в мае снег выпадает, частенько. Вот какой у нас суровый климат. Поэтому конечно, русская печка обогревала весь дом, не было раньше в избе крестьянина другого отопления.

1 ведущий: Кроме того печка кормила, поэтому её и называли кормилица. В ней готовили всё: простую еду- щи, кашу. Готовили и разносолы, как раньше говорили. Тушили мясо, птицу, пекли замечательные пироги, шаньги, булочки, ватрушки, оладьи, блины, печенье, вафли.

2 ведущий: Пироги и шаньги - это праздничная еда. Выпечка из белой муки была только по большим церковным праздникам. Белой муки у крестьян было мало, крестьяне на Урале выращивали рожь. Поэтому хлеб в уральских домах был ржаной.

1 ведущий: Мясо тоже каждый день не ели. Соблюдали пост, летом скотину не резали, да и не было холодильников. Летом скотина гуляла по полям, нагуливала вес и жирок. Летом крестьяне питались овощами и молочными продуктами. Молоко было в каждом доме так как все держали коров, или, в крайнем случае, коз.

2 ведущий:

Сейчас небольшой конкурс-викторина, у нашей печки вы видите разные диковинные предметы. Эти предметы были в каждой крестьянской избе, догадайтесь, как их использовали в быту:

- Сковородник. Ведущий показывает сковородник. (Дети отвечают, ведущий может их поправить и помочь ответить)

- Ухват, ведущий показывает ухват.

- Чугунная вафельница. Ведущий показывает чугунную вафельницу и дает возможность детям её поднять. Что делали с помощью этой тяжеленной штучки?

1 ведущий: Продолжим наш конкурс.

- Чугунок. Что это за интересный сосуд? (ответы детей и комментарии)

- Деревянная лопатка. Для чего у печки стоит деревянная лопатка? (ответы детей)

- Почему у нас на кухне деревянные ложки, как вы думаете?

Дети отвечают. Ведущий комментирует и делает поправки к сказанному.

2 ведущий: Деревянные ложки – это еще одна интересная история. Ложки – можно использовать для украшения дома, а можно использовать по прямому назначению. Есть суп, щи, кашу. И это понимали наши предки. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости. Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

1 ведущий: Посмотрите на эту полочку, здесь находится посуда с уральской кухни. Эта посуда похожа на вашу? (Дети отвечают, что нет). Вы, правы, на этой полке нет привычных нам эмалированных кастрюль или посуды из нержавейки и тефлона. Здесь посуда из природного материала, который был под рукой или под ногой крестьянина. Этот материал береста, его можно запросто найти в лесу, он у нас под ногами валяется.

2 ведущий: Этот материал издавна применялся для изготовления посуды благодаря своим свойствам: прочности, гибкости, устойчивости к гниению. Береста не пропускает воду, в ведерках и туесах из бересты молоко не киснет и сохраняется холодным в жаркое время года. Из хрупкого на первый взгляд материала во многих северных районах изготавливались лодки-берестянки, летние жилища, головные уборы, коврики и многие другие изделия. С XI века бересту использовали для письма, спустя века до нас дошли знаменитые новгородские берестяные грамоты.

1 ведущий: А еще у нас много разной посуды из дерева. Например, вот такое деревянное корыто. Расскажите, пожалуйста что можно приготовить в этом корыте. Зачем оно на деревенской кухне. (Дети отвечают. Рассказ о деревянном корыте)

2 Ведущий : Казалось бы обычное деревянное корыто, а какая история. Даже знаменитая сказка Александра Сергеевича Пушкина «О рыбаке и рыбке» начинается с разбитого корыта. На Руси деревянное корыто известно с X века, об этом свидетельствуют археологические находки Великого Новгорода, Старой Ладоги и иных мест, где в земле хорошо сохраняется дерево. Использовали корыто по-разному, как любую ёмкость: для сбора урожая яблок, капусты и т. д., для заготовки солений, для стирки, купания, для остуживания пива, сусла при пивоварении. В корыте месят хлеб и из него кормят скот и птицу (водопойное, кормовое корыто). В перевёрнутом виде использовали как большую крышку — корыто в хозяйстве пригождалось для всего и имело самое разнообразное назначение, а зимой крестьянские дети катались в них с горок, как в санках.

1 ведущий: «В зависимости от предназначения корыта могли иметь разные названия. Так, например, корыто для кормления скота могло называться „жёлоб“, „калгашник“, „калгашка“, „калда“, „калюх“, „колган“, „колода“, „комья“, „коняга“, „комяга“, „кормяга“, „кормушка“, „ясли“, „вяслы“, „каптух“. Такие корыта ставили в хлевах, на дворах, а также около колодцев, если в деревне не было пруда или реки для водопоя стада. Корыто для остуживания пива или сусла называли „лохань“, „русло“, „лубня“. Корыто для стирки и замачивания белья ─ „б`алья“, „баль`я“ или „бельемойка“. Для замешивания теста использовали „дрожженик“. Похожа на корыто ёмкость, которую использовали при просеивании муки, замешивании пресного теста, очистке мелкой крупы от шелухи.

2 ведущий: Богатый русский язык. Перед нами простое корыто, а сколько названий придумали русские люди. На этом наша экскурсия закончилась. Приглашаем вас в другие помещения русской избы.

До свидания!


Просмотров: 583 | Добавил: anton_gofman | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar